17 августа 2022, 10:15

16 августа 2020-го в Минске состоялся один из самых масштабных (если не самый) маршей, куда вышли беларусы в белом с цветами и плакатами, чтобы сказать: «Мы — против диктатуры». С тех пор прошло вот уже два года, но этот день не забыт. Татьяна Щитцова, доктор философских наук, написала пост о том, почему 16 августа может стать днем национального единства — если вы согласны с ней, напишите нам об этом в комментариях в телеграме или инстаграме
 
«Когда победим, этот день может быть назван днем национального единства, потому что именно тогда мы удостоверились вживую, что большинство людей в нашей стране едины в своем этическом осуждении преступлений режима и политическом требовании смены власти. И то, и другое — этическое и политическое — было четко и ясно зафиксировано в надписях на плакатах и в протестных лозунгах. 
 
Мы вышли на этот первый воскресный марш как отдельные неравнодушные граждане, а вернулись с него — как участники солидарной демократической общности, имя которой — беларуский народ. Народ — это категория не социологическая, а политическая. В ст. 3 Конституции РБ написано: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ». 16 августа мы увидели и осознали, что мы и есть этот народ. Что мы — вместе. Это «ВМЕСТЕ» включало много разных аспектов.

Эмоции

Прежде всего нас связывали общие эмоции, через которые находила выражение наша общая оценка сложившейся политической ситуации. Коллективные, разделяемые эмоции — это базовый элемент солидарности, потому что они говорят о том, что мы разделяем общие ценности. При всех различиях между нами (а в марше, как хорошо известно, приняли участие представители всех социальных слоев и всех поколений) нас связывало потрясение насилием и беззаконием, сострадание к потерпевшим и общая надежда на возможность построить другое общество, новую Беларусь.

Плюральность

Массовые мирные марши стали способом проявления и исторического самоутверждения демократической плюральной общности как нового политического субъекта. Наша солидарность не предполагала никакой идеологической гомогенности («партийности»). Ценности и цели, которые мы разделяли, никак не ограничивали нашу плюральность, социальное разнообразие. Наоборот, уникальная инклюзивность протестного движения обеспечивала беспрецедентный масштаб солидарности.

Телесное присутствие

Регулярными воскресными маршами наше «сообщество потрясенных» словно говорило: вот мы, «мы» есть — мы собрались здесь по собственной воле против диктатора, узурпировавшего власть. Манифестация народного суверенитета состоялась через продолжительное, повторяющееся физическое самопредъявление — предъявление себя как political body, что является базовым условием всех дальнейших политических требований.

Идея нации

Воскресный марш 16 августа стал поворотным моментом, который привел к новой актуализации идеи нации. У нас появилась общая забота — настоящее и будущее нашей страны. Мы стали относиться друг к другу в свете этой общей заботы. Мы радовались друг другу в силу нашей, осознаваемой нами, сопричастности этой общей заботе. В категориях политической реальности (существования суверенного государства Республика Беларусь) эта общность предполагала и требовала от нас совместного осознания себя как нации. 

Признаком этого стало появление плакатов с надписью: «Мы беларусы!», а также поразительная консолидация беларусских диаспор по всему миру. Чтобы утвердиться и реализовать себя как «носитель суверенитета», беларусский народ — большинство граждан Беларуси — должны осмыслить, что они понимают под беларуской нацией, национальными интересами, национальным самосознанием и т.п. Совершенно очевидно, что после российского вторжения в Украину эта политическая задача стала еще более актуальной. 

16 августа 2020 — историческая веха, благодаря которой мы — наше демократическое движение — обрели базовую политическую субъектность, необходимую для продвижения национальной повестки в современных условиях».
 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме