Впрочем, внешние толерантность и пацифизм – единственное, что объединяет масонов, кришнаитов и саентологов, ибо временные и пространственные координаты формирования этих культурно-религиозных течений различны и специфичны. И все же так или иначе след их заметен в городе Минске.
Масоны
Масоны (они же франкмасоны) появились в Минске в 19 веке, будоража общественность религиозной и национальной толерантностью.
Они построили себе дом (собственно минский Дом масонов, он же Музей музыкальной и театральной культуры, пер. Музыкальный, 5), основали минскую ложу «Северный факел» и совершали свои ритуалы, покрытые мраком и тайной.
Все эти масоны 19 века в уютном домике без окон (вместо окон – цветные витражи-обманки) канули в небытие истории Минска. Остались только городские легенды. Будто бы на минском Кальварийском кладбище есть своеобразные кресты, отмечающие место упокоения минских масонов. Правда, ксёндз Андрей Бородич, настоятель Кальварийского костела, не слышал ни о чем подобном. А все старинные «нестандартные» надгробия имеют символическое значение в католической традиции.
Некоторые историки Минска в связи с масонами вспоминают, что якобы их сокровища были зарыты на неком пустыре, около старого еврейского кладбища. Минёт уже второй век с того часа – сегодня на месте еврейского кладбища стадион «Динамо». До сих пор кладь масонского золота не был найден ни кладоискателями, ни строителями.
И сегодня тех масонов не существует в Беларуси: традиция «Северного факела» прервалась. Конечно, любители заговора татаророзенкрейцеров могут пофантазировать на тему того, что любой деятель БНР или БССР состоял в какой-нибудь масонской ложе, и на самом деле был законспирированным агентом, но ни подтверждений, ни опровержений в теории заговора быть не может. Но масонская ложа в Минске – ба! – существует.
Масонский Высокий Совет Беларуси – таково официальное название списка постоянных масонских лож страны, подчиненных, в свою очередь, Материнскому Высокому Совету. Символом белорусских масонских лож является – вполне закономерно – герб «Пагоня». Масоны, любители тумана таинственности, в 2007 году даже создали ложу «Зубр», которая якобы имеет статус Великой. Встречи ее членов регулярно проводятся в городе Минске. На этом и заканчивается вся информация, которую с небольшой условностью можно назвать достоверной, ибо почерпнута она из официального сайта Масонского Высокого Совета… Сами же масоны, к нашему удивлению, не ответили ни на одно из наших писем с вопросами о них самих и о их месте встреч в Минске.
Саентологи
Культурная традиция создала облик таинственных в белых перчатках господ масонов, которые окутаны дымкой загадочности и вуалью элитарности. Иное дело, кажется, саентологи. Никто из них не скрывает, к какому идеологическому течению они себя относят. Гордятся своими братьями по разуму – Томом Крузом и Джоном Траволтой. Стремятся к науке и истине через учение писателя-фантаста Хаббарда: саентологи платят немаленький взнос, чтобы продолжить свое духовное развитие. Громадные средства тратятся на поддержание идей гражданских прав и борьбы против наркомании, что покрывает все их грехи, в том числе весьма подозрительную для непосвященного в дискурс догматику.
Церковь Саентологии появилась в нашей стране в самом начале 90-х. Но в 1998 году она была лишена регистрации как религиозное объединение и оказалась вне закона, ибо на высочайшем уровне закреплена их деструктивность. С этих самых пор саентологов официально в Беларуси нет. Тем не менее, при желании вполне легко их можно найти в городе Минске. Ютится одно из самых богатых религиозных объединений Северной Америки в небольшой квартирке № 121 в панельном доме годов 80-х по улице Червякова.
Милая женщина-саентолог, открывшая дверь корреспондентке Ку, утверждала, что «флет» нужен исключительно для подготовки документов к новому этапу регистрации. Конечно, в ее словах нет резона усомниться, но настораживает, что она наотрез отказалась отвечать на наши вопросы. Дама не дала разрешения сфотографировать призывающую к миру цитату из трудов Хаббарда (она была красиво выведена краской прямо напротив входной двери в квартирке). Ко всему этому, можно строить предположения, что саентологи встречаются на этой квартирке подобно членам коммунистической партии в начале 20 века. Впрочем, если белорусских масонов не представляется возможным лицезреть, то с саентологами можно даже поздороваться за руку.
Иная история с друзьями Кришны – адептов Международного общества сознания Кришны – у них просторный храм в частном секторе Минска: все законно и официально. Найти кришнаитов легче пареной репы: часто они делятся книгами просветления у переходов метро, в последнее время часто их можно видеть около ст.м. «Академия наук». Их сладости и вкусности можно попробовать в нескольких кафе Минска.
Улыбчивый и доброжелательный кришнаит Петр ответил на несколько наших вопросов:
- Кришнаизм внешне кажется далеким от белорусской культуры. Как он связан с ней?
- Если рассматривать белорусскую культуру как часть славянской, то стоит помнить, что существовали так называемые Славянские Веды. К тому же, в белорусском языке сохранилось слово «веды» – «ведаць». Вообще Веды обозначают не только сакральные, но и жизненные знания. И славяне осознанно-неосознанно, но практиковали эти знания. Однако в каждой культуре есть отголоски этих знаний – Вед. Наше движение – Международное общество сознания Кришны – основано на этическом учении, которое наиболее полно сохранилось в Индии, но это не значит, что оно принадлежит исключительно этой культуре. Просто в ее лоне оно сохранилось наиболее полно. Может внешне кришнаизм и далек от белорусской культуры – чужой язык, странные знаки на лбу, но его суть – познание себя, своих отношений с Богом – это свойственно и важно для каждой культуры. Кришнаизм сосредоточен сегодня на воспевании святых имен Бога, это же характерно и христианству, и исламу. Внешне может казаться, что кришнаизм далек от белорусской культуры. Но суть нашего движения близка ее ядру.
- Есть ли какое-нибудь стремление перевести ваши сакральные тексты на белорусский язык? Были ли подобные идеи, и есть ли вообще необходимость в белорусскоязычных священных книгах кришнаизма?
- Эти книги переведены на очень многие языки. О переводе на белорусский язык я ничего не слышал, по крайней мере, на официальном уровне точно. Конечно, острой необходимости в переводе нет: все белорусы читают и хорошо понимают русский… У нас есть белорусскоязычные прихожане храма, у них было искреннее стремление сделать переводы. Одна прихожанка, в прошлом учительница белорусского языка, переводила на белорусский язык одно из основных наших писаний – «Бхагавад-гиту». Однако это были любительские переводы. К сожалению, дальше не пошло.
Таким образом, сами кришнаиты вполне уютно чувствуют себя в белорусской культуре, они не видят себя ее оппозицией. Осталось ждать те времена, когда все же в нутре Международного общества сознания Кришны решаться на переводы сакральных текстов на «мову». Тогда большинство белорусов, возможно, откроют себя культурному диалогу. Впрочем, на это надеяться не приходится, так как до сих пор нет полного перевода Библии с языков оригинала на белорусский язык – но это так, лирика.
Масонство, саентология и кришнаизм в Минске существуют. Их адептов найти можно. Можно к ним присоединиться. Единственное, о чем стоит помнить, идеальных толерантности и равноправия не существует. Членами масонской ложи в Беларуси могут стать только белорусы и только мужчины – иначе масоны просто не выйдут на связь. Для того, чтобы стать успешным религиозным саентологом необходимо платить многочисленные взносы. Если же ваши платежеспособность и серьезность намерений вызывают сомнения – забудьте. Если вы закостенелый мясоед – не стать вам и другом Кришны.
Но и саентолог, и кришнаит, и масон медленно-медленно, но становятся частью родной культуры в ее действительном состоянии, хотя бы потому, что в городе Минске они присутствуют. Явно или неявно.